Я преподаю английский язык в начальной школе и конечно я интересуюсь тем, какие приемы здоровьесбережения можно применить на уроках английского языка. Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет важное значение. Ведь английский язык – это с одной стороны сложный , но с другой очень интересный предмет. На уроках дети учатся произносить новые звуки, учат слова на иностранном языке, грамматические структуры, слушают и анализируют информацию. Исходя из этого, моя задача обеспечить максимальный комфорт и создать положительный эмоциональный настрой на уроке. Важно ,чтобы у детей не появлялось чувство страха и боязни произнести слово, звук или выйти выступить с диалогом.
Элементы здоровьесберегающих технологий я использую на каждом уроке. Это и психологическая поддержка ученика в течении урока, физкультминутки , смена видов деятельности на уроке ,сама организация урока.
В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я стараюсь включать оздоровительные моменты: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.
-It’s time to have a rest.
Let’s relax our eyes
Look left, right.
Look up, down.
Look around.
Look at your nose.
Look at this rose.
Close your eyes.
Open, wink and smile.
Я активно использую на своих уроках физкультминутки, так как двигательная активность учеников способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалом. Дети выполняют упражнения, которые снимают усталость, укрепляют опорно-двигательную систему и мышцы глаз .
Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается и за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений. На уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.
При подборе стихотворений я стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.
Ученики 3-4 классов проводят физкультминутки сами и делают это с большим удовольствием. Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон. Вот пример одной из активных форм работы, с успехом используемых мною на уроках.
“Head ,shoulders, knees and toes.”
Head ,shoulders, knees and toes,
Knees and toes.
And eyes, ears , a mouth and a nose
Head ,shoulders, knees and toes,
Knees and toes.
Для снятия мышечного утомления с пальцев при письме использую стихотворение:
Daddy finger, daddy finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?
Mummy finger, Mummy finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?
Brother finger, Brother finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?
Sister finger, Sister finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?
Baby finger, Baby finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?
I'm fine, thank you!
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания. Очень трудно порой настроить ребят на урок в конце учебного дня и здесь приходит на помощь минутка включения в урок:
Stand up
Hands up
Hands down
Sit down!
На уроках английского языка мы с ребятами учим песни. Они являются одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Через песню заучивается лексика, практикуются грамматические структуры, отрабатывается фонетика языка. Песни я стараюсь подобрать такие, чтобы их можно было петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Стараюсь ,чтобы слова песни сопровождались еще и движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна пауза, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению иностранного языка.
Одной из форм релаксации является игра. Она используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Хороший атрибут для игры -мяч. Дети любят играть в "Снежный ком", называют слова на определенную тему, передавая мяч друг другу.
Снять усталость глаз нам помогает упражнение : зажмурить глаза и на 3-5 сек и например, вспомнить дни недели , сосчитать до 10.
Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем повторением предлогов: to the right, to the left, up, down).
На своих уроках я провожу дыхательную гимнастику при отработке звуков на английском языке. Данный вид упражнений помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Например, упражнение со звуком «w» . Учащиеся присаживаются, представляя себя рыбой-шар медленно поднимаясь проговаривают звук «w-w-w» далее «what's» хлопают в ладоши.
Но одним из важных здоровьесберегающих моментов, считаю создание у детей положительного эмоционального настроя на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Поэтому для создания положительной атмосферы, а также снятия усталости и умственного напряжения на уроке я часто использую эмоциональную разрядку. Это может быть поговорка, шуточное высказывание, смешное четверостишие, юмористическая картинка.
Итак, использование на уроке физкультминуток, песенок, стишков, смена видов деятельности в учебном процессе позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями и преодолеть трудности в обучении.
На мой вгляд, подобный подход к обучению оберегает ребенка от дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.
Дата: 11.01.2017
|